9 класс Школьная ОЛИМПИАДА по ЛИТЕРАТУРЕ
1 вариант
1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской литературы, философии и публицистики XVIII и начала XIX века (проставьте цифры в каждой колонке).
Произведение | Жанр | Автор |
Снегирь |
|
|
Путешествие Гулливера |
|
|
Микромегас |
|
|
Слуга двух господ |
|
|
Племянник Рамо |
|
|
Сентиментальное путешествие |
|
|
Выбранные места из переписки с друзьями |
|
|
Фауст |
|
|
Житейские воззрения кота Мурра |
|
|
Подражания Корану | - |
|
Жанр: 1. Просветительский сатирический роман. 2. Литературная стилизация. 3. Стихотворная эпитафия. 4. Роман-мистификация о жизни придворного музыканта. 5. Философская повесть. 6. Трагедия. 7. Публицистика в эпистолярной форме. 8. Сентименталистский роман. 9. Комедия. 10. Просветительский интеллектуальный роман.
Автор: 1. М. Ф. А. Вольтер. 2. И. В. Гёте. З.Д.Свифт. 4. А. С. Пушкин. 5. Г. Р. Державин. 6. К. Гольдони. 7. Д. Дидро. 8. Э. Т. А. Гофман. 9. Л. Стерн. 10. Н. В. Гоголь.
2. Кто она? Вот несколько ее поступков:
1) совершает над царем глазную операцию, удаляя бель-мы и возвращая ему подлинное зрение;
2) использует младенца как источник информации;
3) благодаря ей распространяются стихи от Белых вод до Черных.
Поясните ее поступки и назовите произведения, где она обитает в связи сданными примерами.
3. Кто изображен в этом описании?
Выходец из богатой дворянской семьи, получил уроки гуманизма уже в детстве (крепостные так любили его отца, что спасли всю семью во время Пугачевщины от расправы); окончив Пажеский корпус, он продолжил образование в Лейпцигском университете, где стал участником бунта студентов против насилия и воровства надзирателей; дослужившись до начальника таможни, в итоге был арестован как государственный преступник за издание в собственной типографии своей «возмутительной» книги; сестра его покойной жены отправилась за ним в ссылку, так как они любили друг друга; он описал самоубийство героя, который «нечем свою жизнь славну» не смог окончить и потому прибегнул к «яда сильна», а через некоторое время, разочаровавшись в своей жизни и деятельности, сделал с собой то же самое (яд, кинжал), считая героическое самоубийство способностью человека возвыситься над тираном.
4.Почему в одной из эпистол русский поэт-классицист XVIII века А. П. Сумароков советует «не раздражать слезами Талию, а Мельпомену смехом»? Свой ответ обоснуйте.
5.Назовите автора и первую строку пародируемого текста. Свой ответ обоснуйте.
Как лист! Ничтожество в сравненьи
С тобою рота вся твоя.
Но что же третье отделенье?
И что перед тобою я?
Ничто, но я иду в знаменах, И нет волненья в батальонах,
И нет во фронте пестроты! Моя нога верна быть чает, В строю никто не рассуждает! Я здесь, конечно, здесь и ты.
6. Дайте анализ стихотворения Михаила Кульчицкого (1919-1943), добровольцем ушедшего на фронт и погибшего под Сталинградом. В чем связь со стихами М. Ю. Лермонтова?
Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник! Что? Пули в каску безопасней капель? И всадники проносятся со свистом вертящихся пропеллерами сабель. Я раньше думал: «лейтенант» звучит «налейте нам», и, зная топографию, он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда,
черна от пота,
вверх
скользит по пахоте пехота. Марш!
И глина в чавкающем топоте до мозга костей промерзших ног наворачивается на чеботы весом хлеба в месячный паек. На бойцах и пуговицы вроде чешуи тяжелых орденов.
Не до ордена.
Была бы Родина
с ежедневными Бородино.
26 декабря 1942
7. Напишите литературоведческую статью «Поэма». Не забудьте привести примеры.
2 вариант
1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской и европейской литературы, философии и публицистики XVIII и начала XIX века (проставьте цифры в каждой колонке).
Произведение | Жанр | Автор |
Робинзон Крузо |
|
|
История Тома Джонса, найденыша |
|
|
На зависть дворян злонравных |
|
|
Энциклопедия |
|
|
Кандид |
|
|
Турандот |
|
|
Бригадир |
|
|
Письма русского путешественника |
|
|
Евгению. Жизнь Званская |
|
|
Гобсек |
|
|
Жанр: 1. Часть «Человеческой комедии». 2. Просветительский роман-путешествие. 3. Пьеса-сказка. 4. Сентимен-талистский роман. 5. Поэма. 6. Сатира. 7. Систематизированное ивдание. 8. Эпистолярная публицистика. 9. Философская повесть. 10. Комедия.
Автор: 1. Г. Р. Державин. 2. Д. Дефо. 3. Г. Гоцци. 4. Г. Филдинг. 5. О. Бальзак. 6. Д. Дидро. 7. Н. М. Карамзин. 8. М. Ф. А. Вольтер. 9. А. Кантемир. 10. Д. И. Фонвизин.
2. Один герой из-за нее, «гадкой», не пошел гулять по бульвару и из-за этого потерял «милую княжну»; другой изменил с ней своей «серпянке», а когда потерял ее, умер в горячке. Кто она?
3. Он был небогатым помещиком, племянником известного русского
поэта; одним из его учителей был брат Марата; жизнь его прошла в цар-
ствование трех императоров, с одним из которых он беседовал с глазу
на глаз; воспитатель цесаревича был его ближайшим другом, мечтой
его был побег за границу; его воспитатель сказал о нем: «Его сердце хо-
лодно и пусто. В нем нет ни любви, ни религии...»
Назовите:
1) героя, которому посвящено приведенное выше описание;
2) его воспитателя;
3) учителя, брата Марата;
4) трех императоров;
5) с каким из императоров герой имел беседу с глазу на глаз;
6) воспитателя цесаревича.
4. Угадайте, о каких произведениях идет речь. Назовите их авторов.
1) Рассказчик узнает некую историю от двух героев: от первого только предысторию, от второго - развязку отношений. Все герои - офицеры в отставке.
2) Сначала мы узнаем историю жизни и смерти героя, а потом слышим от него рассказ об этом.
3) Время в этом произведении течет то хронологически, то скачкообразно, то абсурдно, то останавливается, то течет вспять.
4) В черновых рукописях рассказчик обращался к своему внуку с записками, а потом к обыкновенному читателю с нравственными назиданиями и размышлениями о чудных обстоятельствах.
5) Это произведение пародирует два знаменитых литературных сюжета: европейский и русский.
5.Какие герои русской литературы видят вещие сны или «сны в руку»? Перечислите героев и их сны.
6.Дайте сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» и П. А. Вяземского «Бессонница».
Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы
Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный.
Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня,
Парки бабье лепетанье,
Спящей ночи трепетанье,
Жизни мышья беготня...
Что тревожишь ты меня?
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу...
1830
(А. С. Пушкин )
Бессонница
В тоске бессонницы, средь тишины ночной,
Как раздражителен часов докучный бой!
Как молотом кузнец стучит по наковальной,
Так каждый их удар, тяжелый и печальный,
По сердцу моему однообразно бьет,
И с каждым боем все моя тоска растет.
Часы, «глагол времен, металла звон» надгробный,
Чего вы от меня с настойчивостью злобной
Хотите? дайте мне забыться. Я устал.
Кукушки вдоволь я намеков насчитал.
Я знаю и бе* вас, что время мимолетно;
Безостановочно оно, бесповоротно!
Тем лучше! и кому, в ком здравый разум есть,
Охота бы пришла жизнь сызнова прочесть?
Но, скучные часы моей бессонной пытки,
В движениях своих куда как вы не прытки!
И, словно гирями крыло обременя,
Вы тащитесь по мне, царапая меня.
И сколько диких дум, бессмысленных, несвязных,
Чудовищных картин, видений безобразных, -
То вынырнув из тьмы, то погружаясь в тьму, -
Мерещится глазам и бредится уму!
Грудь давит темный страх и бешеная злоба,
Когда змеи ночной бездонная утроба
За часом час начнет прожорливо глотать,
А сна на жаркий одр не сходит благодать.
Тоска бессонницы, ты мне давно знакома;
Но все мне невтерпеж твой гнет, твоя истома,
Как будто в первый раз мне изменяет сон,
И крепко-накрепко был застрахован он;
Как будто по ночам бессонным не в привычку
Томительных часов мне слушать перекличку;
Как будто я и впрямь на всероссийский лад
Спать богатырским сном всегда и всюду рад,
И только головой подушку чуть пригрею -
Уж с (Храповицким) речь затягивать умею.
1862
(П. А. Вяземский )
7. Напишите литературоведческую статью «Басня». Не забудьте привести примеры.
3 вариант
1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской, европейской и американской литературы, философии и публицистики XVIII и начала XIX века (проставьте цифры в каждой колонке).
Произведение | Жанр | Автор |
Сказка о бочке |
|
|
Письмо о пользе стекла |
|
|
Поэмы Оссиана |
|
|
Произведение | Жанр | Автор |
Грандисон |
|
|
Трактирщица |
|
|
Трутень |
|
|
Коварство и любовь |
|
|
Корсар |
|
|
Адольф |
|
|
Ледяной дом |
|
|
Жанр: 1. Романтическая поэма. 2. Литературная стилизация-мистификация. 3. Сатира. 4. Исторический роман. 5. Дидактическая поэма. 6. Просветительская драма. 7. Комедия. 8. Сентименталистский роман. 9. Один из первых психологических романов. 10. Журнал.
Автор: 1. Д. Макферсон. 2. Д. Свифт. 3. С. Ричардсон. 4. И. И. Лажечников. 5. Ф. Шиллер. 6. М. В. Ломоносов. 7. К. Гольдони. 8. Д. Байрон. 9. Б. Констан. 10. Н. И. Новиков.
2. Кто он? Назовите героя, произведение и автора.
Но не прошло, можете себе представить, двух месяцев, как появилась в рязанских лесах шайка разбойников, а атаман-то этой шайки был, сударь мой, не кто другой...
3. Кто изображен в этом описании?
Современники называли его «радости певцом», «парнасским счастливым ленивцем», а он о себе самом написал так: «Он то здоров, то болен, при смерти... Сегодня беспечен, ветрен как дитя; посмотришь завтра - ударился в мысли, в религию и стал мрачнее инока... Он перенес три войны и на биваках был здоров, в покое - умирал... В нем два человека: один - добр, прост, весел, услужлив... другой... злой, коварный, завистливый, жадный... мрачный, угрюмый». Он знал несколько европейских языков, был членом нескольких литературных обществ, создателем жанра романтической элегии, но более 20 лет прожил в безумии и, по его словам, «страдал, рыдал, терпел, исчез».
4. Кто автор произведения, фрагмент из которого предложен вашему
вниманию? Сделайте историко-литературный комментарий к этому от-
рывку.
Но ни Вергилий, ни Расин,
Ни Скотт, ни Байрон, ни Сенека,
Ни даже дамских мод журнал
Так никогда не занимал,
То был, друзья, Мартын Задека...
5.В одном из своих стихотворений древнегреческий поэт Алкей противопоставил певца и цикаду. Как отозвалось это противопоставление в поэзии Ломоносова?
6.Дайте интерпретацию стихотворения русского поэта XX века Д. С. Самойлова «Слова».
Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный.
И понял я, что в мире нет Затертых слов или явлений. Их существо до самых недр Взрывает потрясенный гений. И ветер необыкновенней, Когда он ветер, а не ветр.
Люблю обычные слова, Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло.
7. Напишите литературоведческую статью «Баллада». Не забудьте при вести примеры.
4 вариант
1. Соотнесите произведения, жанры и авторов русской, европейской и американской литературы, философии и публицистики XVIII и начала XIX века (проставьте цифры в каждой колонке).
Произведение | Жанр | Автор |
Памела, или Вознагражденная добродетель |
|
|
Поэтическое искусство Буало |
|
|
Тристрам Шенди |
|
|
Племянник Рамо |
|
|
Король-олень |
|
|
Декларация независимости |
|
|
Опасные связи |
|
|
Удивительная история Петера Шлемиля |
|
|
Франкенштейн с, ' |
|
|
Тарантас |
|
|
Жанр: 1. Романтическая повесть. 2. Философская повесть в виде диалога. 3. Свод гражданских прав и обязанностей. 4. Сентименталистский роман. 5. Авантюрно-ироничный роман. 6. Перевод. 7. Пьеса-сказка. 8. Мистико-фантастическая повесть. 9. Просветительский любовно-авантюрный роман. 10. Мистико-сказочная повесть.
Автор: 1. М. Шелли. 2. В. К. Тредиаковский. 3. В. А. Соллогуб. 4. С. Ричардсон. 5. Л. Стерн. 6. А. Шамиссо. 7. Д. Дидро. 8. Ш. де Лакло. 9. Г. Гоцци. 10. Т. Джефферсон.
2. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как
бы «самозванцами». Кто из них станет:
1) крестьянкой;
2) цыганом;
3) разбойником;
4) царем?
3. Кто это?
Небогатый дворянин, начавший карьеру солдатом, а закончивший сенатором; лишь случайность помешала ему поймать известного бунтовщика, но он был вестником о его пленении; его дерзость вынудила императрицу обратиться за помощью к дежурному гренадеру; вместо ожидаемого ареста он получил табакерку, набитую золотыми червонцами; нравом он был «горяч и в правде черт»; поэтическая слава пришла вместе с «металла звоном» и стихами о смерти, а европейская слава - с написания в Нарве размышлений о величии Бога; живя в имении, он открыл горациановскую мудрость жизни частного человека; поэтическое чутье не подвело его в старости, когда угадал великий поэтический талант.
4. Перед вами начала трех басен, написанных на один известный сюжет
разными русскими поэтами. Расположите отрывки в хронологическом
порядке и предположите имена авторов.
1) Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду Лиса близехонько бежала...
2) Негде Ворону унесть сыра часть случилось;
На дерево с тем взлетел, кое полюбилось.
Оного Лисице захотелось вот поесть;
Для того, домочься б, вздумала такую лесть: Воронову красоту, перья цвет почтивши, И его вещбу еще также похваливши, «Прямо, - говорила, - птицею почту тебя Зевсовою впредки, буде глас твой для себя И услышу песнь, доброт всех твоих достойну».
3) И птицы держатся людского ремесла.
Ворона сыру кус когда-то унесла
И на дуб села. Села,
Да только лишь еще ни крошечки не ела. Увидела Лиса во рту у ней кусок, И думает она: «Я дам Вороне сок! Хотя туда не вспряну, Кусочек этот я достану, Дуб сколько ни высок».
5.«Забавно, что эта сновидческая пьеса, этот "государственный призрак" был воспринят как сатира на подлинную жизнь России» (В. В. Набоков). О какой пьесе какого автора идет речь? Почему она названа Набоковым сновидческой?
6.Дайте анализ стихотворения Семена Гудзенко (1922-1953), добровольцем ушедшего на фронт и в итоге умершего от ран.
о
Перед атакой
Когда на смерть идут - поют, а перед этим
можно плакать. Ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки.
|
Снег минами изрыт вокруг и почернел от пыли минной. Разрыв -
и умирает друг. И значит - смерть проходит мимо. Сейчас настанет мой черед. За мной одним
идет охота.
Будь проклят
сорок первый год - ты, вмерзшая в снега пехота. Мне кажется, что я магнит, что я притягиваю мины. Разрыв -
и лейтенант хрипит. И смерть опять проходит мимо. Но мы уже
не в силах ждать. И нас ведет через траншеи окоченевшая вражда, штыком дырявящая шеи. Бой был короткий.
А потом глушили водку ледяную и выковыривал ножом из-под ногтей
я кровь чужую.
1942
7. Напишите литературоведческую статью «Сонет». Не забудьте привести пример
5 вариант
1. Соотнесите произведение литературы и авторов русской, европейской и американской литературы, философии и публицистики XVIII и начала XIX века (проставьте цифры в каждой колонке).
Произведение | Жанр | Автор |
Манон Леско |
|
|
Кларисса Гарлоу |
|
|
Общественный договор |
|
|
Любовь к трем апельсинам |
|
|
Ленора |
|
|
Школа злословия |
|
|
Россиада |
|
|
Севильский цирюльник |
|
|
Эмма |
|
|
Княжна Мими |
|
|
Жанр: 1. Романтическая повесть. 2. Авантюрный роман.
3. Свод гражданских прав и обязанностей. 4. Драматическая
сказка. 5. Баллада. 6. Героическая поэма. 7. Любовный пси-
хологический роман. 8. Комедия. 9. Сентименталистский
роман. 10. Часть драматической трилогии.
Автор: 1. Д. Остин. 2. Р. Б. Шеридан. 3. Ж. Ж. Руссо.
4. Аббат Прево. 5. П. О. Бомарше. 6. Г. А. Бюргер. 7. С. Ри-
чардсон. 8. М. М. Херасков. 9. Г. Гоцци. 10. В. Ф. Одоевский.
2. Назовите автора и заглавие произведения, откуда приведены строки:
1) Как труп в пустыне...
2) Хладный труп его похоронили ради Бога...
3) Мы видели их мертвые трупы...
4) Знакомый труп лежал в долине той...
5) Труп уже стоял перед ним на самой черте...
6) Безобразный труп ужасный Посинел и весь распух...
3. Кто изображен в этом описании?
Выходец из семьи архангельского священника, он самостоятельно искал знание и в школе католических монахов, и в Славяно-греко-латинской академии, и в парижском университете Сорбонна; литературную деятельность начал переводами с французского, а продолжил реформами в языке и поэзии, литературными спорами и поэтическими доносами, грубыми эпиграммами и «стихами на случай»; его называли «дактилохореическим витязем» и придворным шутом; сам он писал о себе так: «Ненавидимый в лице, презираемый в словах, уничтожаемый в делах, осуждаемый в искусстве» должен жить, «упадая из болезни в болезнь».
4.Какой части тела Ломоносов посвятил гимн? Как вы думаете, почему он проникнут сатирическими настроениями и насыщен приемами комического?
5.Перед вами известный центон - составленное из разных известных поэтических отрывков произведение. Ваша задача - узнать, какие строчки, из каких произведений здесь приведены. Вы можете продолжить этот центон и получить плюс 5 баллов, если используете еще одну поэтическую цитату.
Неизвестный автор
В июне, в самый зной, в полуденную пору,
Сыпучими песками в гору,
Из дальних странствий возвратясь,
По улицам Слона водили,
Как видно, - напоказ, -
Известно, что слоны в диковинку у нас, -
Так за слоном толпы зевак ходили;
Какой-то Повар-грамотей
С поварни побежал своей,
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,
Как вдруг из подворотни
Проказница Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука,
Однажды Лебедь, Рак да Щука...
6. Дайте интерпретацию стихотворения русского поэта XX века Д. С. Самойлова.
Сороковые
Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке, В своей замурзанной ушанке, Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете, Худой, веселый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые!
1961
7. Напишите литературоведческую статью «Эпиграмма». Не забудьте привести примеры.
ОТВЕТЫ
9 класс
1 вариант
1 (10 баллов)
Произведение | Жанр | Автор |
Снегирь | со | 5 |
Путешествие Гулливера | 1 | 3 |
Микромегас | 10 | 1 |
Слуга двух господ | 9 | 6 |
Племянник Рамо | 5 | 7 |
Сентиментальное путешествие | 8 | 9 |
Выбранные места из переписки с друзьями | 7 | 10 |
Фауст | 6 | 2 |
Житейские воззрения кота Мурра | 4 | 8 |
Подражания Корану | 2 | 4 |
2 (6 баллов)
Истина: 1) роман А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»; 2) сказка Г. X. Андерсена «Голый король»; 3) перевод оды Горация М. В. Ломоносовым.
3 (5 баллов) А.Н.Радищев.
4 (5 баллов)
По законам классицизма, нельзя было смешивать высокие и низкие жанры: Талия - муза и покровительница комедии, а Мельпомена - муза.и покровительница трагедии.
5 (5 баллов)
Пародируется ода Г. Р. Державина «Бог»:
Ничто! - Но Ты во мне сияешь Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь, Как солнце в малой капле вод.
6 (11 баллов)
7 (8 баллов)
Статью о поэме см. в литературоведческом словаре.
2 вариант
1 (10 баллов)
Произведение | Жанр | Автор |
Робинзон Крузо | 2 | 2 |
История Тома Джонса, найденыша | 4 | 4 |
На зависть дворян злонравных | СО | 9 |
Энциклопедия | 7 | 6 |
Кандид | 9 | 8 |
Турандот | со | СО |
Бригадир | 10 | 10 |
Письма русского путешественника | 8 | 7 |
Евгению. Жизнь Званская | 5 | 1 |
Гобсек | 1 | 5 |
2 (7 баллов)
Шинель. Имеется в виду ее роль во взаимоотношениях Груш-ницкого и княжны Мери (роман Лермонтова «Герой нашего времени») и в судьбе Башмачкина (повесть Гоголя «Шинель»).
3 (6 баллов)
1) А. С. Пушкин; 2) Е. А. Энгельгардт; 3) Д. И. Будри; 4) Павел I, Александр I, Николай I; 5) с Николаем I; 6) В. А. Жуковский.
4 (5 баллов)
1) Повесть Пушкина «Выстрел»; 2) Поэма Лермонтова «Мцыри»; 3) Повесть Гоголя «Записки сумасшедшего»; 4) Повесть Пушкина «Капитанская дочка»; 5) Повесть Пушкина «Ба-рышня-крестьянка» пародирует драму Шекспира «Ромео и Джульетта» и повесть Карамзина «Бедная Лиза».
5 (5 баллов)
Простаков из комедии Фонвизина «Недоросль», Гринев из повести Пушкина «Капитанская дочка», Татьяна Ларина из романа Пушкина «Евгений Онегин», Светлана из одноименной баллады Жуковского, Городничий из комедии Гоголя «Ревизор» и др.
6 (12 баллов)
7 (5 баллов)
Статью о басне см. в литературоведческом словаре.
3 вариант
1 (10 баллов)
Произведение | Жанр | Автор |
Сказка о бочке | 3 | 2 |
Письмо о пользе стекла | 5 | 6 |
Поэмы Оссиана | 2 | 1 |
Грандисон | 8 | 3 |
Трактирщица | 7 | 7 |
Трутень | 10 | 10 |
Коварство и любовь | 6 | 5 |
Корсар | 1 | 8 |
Адольф | 9 | 9 |
Ледяной дом | 4 | 4 |
2 (3 балла)
Почтмейстер, персонаж поэмы Гоголя «Мертвые души», рассказывая историю о капитане Копейкине, в финальной фразе имеет в виду Чичикова, забыв, что капитан был инвалидом.
3 (5 баллов)
К. Н. Батюшков.
4 (9 баллов)
Историко-литературный комментарий к отрывку из романа Пушкина «Евгений Онегин»:
Вергилий Публий Марон (70-19 гг. до н. э.) - римский поэт, автор поэмы «Энеида»;
Расин Жан (1639-т1699) - драматург, глава французского классицизма, автор трагедии «Федра»;
Скотт Вальтер (1771-1832)- английский писатель, автор исторических романов («Квентин Дорвард», «Айвенго» и др.); Байрон Джордж (1788-1824) - поэт, глава английского романтизма, автор поэм, элегий, лирических циклов, неоконченного романа в стихах о Дон Жуане;
Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - римский философ-стоик, драматург;
Мартын Задека - вымышленное лицо, якобы живший в XI в. прорицатель, по книгам которого пытались разгадывать сны.
5 (6 баллов)
М. В. Ломоносов написал стихотворение «Стихи, сочиненные по дороге в Петергоф по случаю...», противопоставив лирического героя кузнечику, свободному и независимому («Кузнечик дорогой...»).
6 (11 баллов)
7 (6 баллов)
Статью о балладе см. в литературоведческом словаре.
4 вариант
1 (10 баллов)
Произведение | Жанр | Автор | |
Памела, или Вознагражденная добродетель | 4 | 4 | |
Поэтическое искусство Буало | 6 | N1 | |
Тристрам Шенди | 5 | 5 | |
Племянник Рамо | 2 | 7 | |
Король-олень | 7 | 9 | |
Прои… Продолжение » |
|