С 2010 года в школах Российской Федерации по поручению Президента России осуществляется преподавание учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот предмет носит кмплексный характер, так как включает 6 модулей:
- основы православной культуры,
- основы исламской культуры,
- основы буддийской культуры,
- основы иудейской культуры,
- основы мировых религиозных культур;
- основы светской этики.
Все модули носят светский, культурологический характер.
Задача предмета:
формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей:
- Отечество,
- семья,
- культурная традиция.
Курс организован таким образом, что учащиеся, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие сведения и о содержании других модулей.
Разъяснения требований законодательства по вопросу об особенностях изучения основ духовно-нравственной культуры
народов Российской Федерации
На основании Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28). Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 14). Из смысла названных норм следует, что образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях должно носить светский характер.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства статьей 4 Федерального закона от 26.09.1997 N125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" закреплено обеспечение светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) - законодательный акт, комплексно регулирующий отношения в сфере образования с учетом современных требований образовательной практики. В развитие конституционных положений указанным Законом определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 5). Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности (ч. 1 ст. 12).
Согласно ст. 87 Закона N 273-ФЗ в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. Приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» введен для обязательного изучения в общеобразовательных учреждениях.
Родители (законные представители) обучающихся вправе выбрать один из модулей предмета для изучения: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
Прокуратура г. Анжеро-Судженска
31.03.2014