Первоклассник под контролем
Придя в школу, ребёнок сталкивается с огромным множеством проблем. Но задача взрослых, заключается в том, чтобы не оградить его от этих проблем, а помочь в преодолении ряда неизбежных трудностей, в адаптации к новым условиям жизни первоклассника.
Для того, чтобы знать как, помочь своему ребёнку, необходимо понимать, что происходит с ним, когда он попадает в новую для него жизнь, какие изменения происходят и какие возможные трудности его ждут.
Итак, нам необходимо понять, что такое адаптация, как она протекает, от чего зависит её благоприятный исход и как помочь своему ребёнку, если у него возникают какие-либо трудности.
Адаптация, говоря простым языком, - это приспособление (привыкание) организма человека, всех его систем, к новым условиям.
Человек, попадая в новые условия, адаптируется как существо биологическое и как существо социальное. Таким образом, выделяют:
- физиологическую адаптацию;
- социально-психологическую.
Переступив порог школы, ваш ребёнок попадает в новую микробиологическую среду (со своими вирусами, бактериями) и новую санитарную среду (влажность воздуха, сквозняки, температурный режим). Приспособление к этим новым условиям, т.е. физиологическая адаптация, требует большого напряжения всех физиологических ресурсов ребёнка. Если вы, родители, заранее не позаботились о здоровье вашего ребёнка, то в период адаптации, скорее всего, наступит обострение хронических заболеваний, и участятся случаи сезонных инфекций.
Т.о. индикатором успешности физиологической адаптации является частота заболеваний вашего ребёнка в начале учебного года. Частые смены настроения, капризы, слёзы – всё это говорит о том, что физиологическая адаптация вашего ребёнка к школе протекает не совсем благополучно. Поэтому, чтобы поддержать организм ребёнка, необходимо обратиться к специалисту за конкретными рекомендациями.
Физиологическая адаптация протекает в несколько этапов, а конкретно в 3 этапа.
1 этап - это первые 2 – 3 недели, они получили название «Физиологическая буря». В этот период на все новые воздействия организм ребёнка отвечает максимальным напряжением всех его систем. Это и объясняет тот факт, что в сентябре многие дети часто и довольно длительно болеют.
2 этап - назван этапом «неустойчивого приспособления», когда организм ребёнка начинает находить приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реагирования на новые условия.
3 этап - это этап относительно-устойчивого приспособления, в этот период организм ребёнка реагирует на нагрузку уже с меньшим напряжением.
В целом продолжительность периода адаптации варьируется от 2-х до 6-ти месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
Для того, чтобы разобраться в проблеме социально-психологической адаптации ваших детей, давайте обратимся к схеме, которая раскрывает понятие «школьная зрелость», или «готовность к системному обучению в школе».
Успешность такой адаптации зависит от уровня подготовленности ребёнка перед поступлением в школу. Понятие «школьная зрелость» включает в себя:
- интеллектуальную зрелость;
- мотивационную;
- волевую;
- коммуникативную.
Интеллектуальная готовность – предполагает соответствие уровня развития познавательных процессов (внимания, памяти, мыслительных операций) возрастной норме. Кроме того, интеллектуальная готовность предполагает владение ребёнком определённых знаний о себе и окружающем его мире.
Мотивационная готовность – подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому важно, чтобы школа была привлекательна для него своей главной деятельностью – учёбой.
Волевая готовность - предполагает определённый уровень развития волевых качеств, с помощью которых он сможет контролировать собственное поведение, эмоции и длительно выполнять однообразную, монотонную работу.
Коммуникативная готовность – предполагает владение ребёнком определённых навыков продуктивного (бесконфликтного) общения со сверстниками и со взрослыми. В данном случае основополагающим фактором в формировании таких навыков является пример общения родителей друг с другом, коллегами, соседями и т.д.
Если по вышеперечисленным параметрам, которые и составляют социально-психологический потенциал, ребёнок подготовлен достаточно хорошо, то можно сделать благоприятные прогнозы. Если же имеются пробелы в подготовленности ребёнка, то возникновение трудностей неизбежно.
Рекомендации родителям первоклассников
- Никогда не ругать ребёнка за неудачи в школе. Если возникают трудности, то вы, родители, должны помочь ребёнку найти выход из затруднительной ситуации. Ребёнок должен знать, что родители любят его таким, какой он есть.
- Соблюдайте режим дня даже в выходные дни и каникулы. А, если ребёнок не высыпается, то нужно организовать ему дневной сон. Если режим будет соблюдаться, то ребёнку не придётся вновь привыкать (адаптироваться) к новым условиям.
- Следите за состоянием его здоровья, потому что даже обычный насморк может стать причиной многих проблем.
- Своим собственным примером учите ребёнка продуктивному общению, ответственности, самостоятельности (но не безнадзорности) и всему тому, что поможет ему в жизни быть успешной личностью и счастливым человеком.
- Развитию волевых качеств у ребёнка способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
- Подготовьте место для занятий ребёнка дома.
- Обратите внимание на речевое развитие ребёнка. При необходимости обратитесь к специалисту.
- Следует давать ребёнку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с лёгкостью заимствуются детьми и воспринимаются некритично.
- Обсудите с ребёнком то, что учёба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих людей.
- Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем небыстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период кто-то из взрослых будет рядом с ребёнком.
Поддержка детей из семей, прибывших с территории других стран
(Памятка для родителей)
На долю Вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, Родины, гибель близких людей, миграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребёнку сложнее справляться с тяжёлыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье.
Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут её в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей – от своих родителей.
Важно помнить, что «запас прочности» и сил у ребёнка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы кажутся взрослым несерьёзными, однако для ребёнка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребёнка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит – им самим это не вполне ясно. Иногда ребёнок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать.
Как же взрослым узнать о том, что испытывает ребёнок? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде:
- проблем в школе – ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к учёбе;
- конфликтов в семье – частые ссоры и разногласия между ребёнком и родителями, братьями и сёстрами;
- трудностей в общении: замкнутость, неумение находить общий язык со сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение;
- душевных страданий (частых слёз, подавленности, неожиданных смен настроения без видимых причин, раздражительности, обидчивости, многочисленных страхов, ночных кошмаров);
- проблем со здоровьем (расстройства сна или аппетита, болей в животе, головных болей, заикания, энурезов, нервных тиков).
Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбёжек, смерть родных и близких людей. Даже если дети не видели военных действий вблизи, не находились непосредственно в горячих точках, война всё равно присутствовала в их жизни и напоминала о себе.
Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о них – значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям, стремитесь оградить своих детей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось – это ошибка. Тяжёлые воспоминания могут оставаться с Вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено близкими людьми.
Внимательно выслушайте детей, и тогда они получат возможность выразить то, что их мучает и беспокоит.
Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний.
Если ребёнок пережил утрату близкого человека – поделитесь своими воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться ребёнку.
Между двумя мирами
Переезд в другую страну – тяжёлое испытание для Вас и Ваших детей. В своё время вы пережили потрясение от соприкосновения с чужим, негостеприимным миром, у которого свои правила и законы.
Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранили привычки и ценности, принятые на Родине. Жёсткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными, и вести себя в школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.
Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особенности поведения местного населения.
Ходите с ребёнком на праздники, посещайте выставки, музеи, не отказывайтесь от приглашений в гости.
С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребёнка, может быть, Вы позволите ему бывать у них дома, или пригласите их к себе.
Разговаривайте с ребёнком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять,, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного населения.
Заинтересуйте ребёнка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях, клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и молодёжи.
Новая школа
Если Ваши дети посещают новую школу в другой стране, помните: им потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за перерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребёнка – никому не хочется быть двоечником.
Не наказывайте ребёнка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше.
Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимание на его неудачах. Вселяйте в него уверенность, что он постепенно справится с трудностями.
Интересуйтесь учёбой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте выполнять домашнее задание, поощряйте дополнительные занятия.
Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям ситуацию, в которой находится Ваша семья, советуйтесь с ними.
Дети и родители дома
Тяжёлые бытовые условия, теснота, неустроенность. Усталость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как напряжённый режим дня ребёнка, его страхи, переживания, душевные потребности кажутся второстепенными. Но детство- фундамент будущей жизни любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители.
Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша любовь останутся с ними.
Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время.
Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии детей.
Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними.
Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь не так, но не наказывайте их физически и не угрожайте наказанием, а спокойно поговорите с ними и объясните, почему ребёнку не следовало бы делать так, при этом, не настаивая, а давая совет.
Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.
Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то из них. Когда Вы раздражены и устали, не срывайте своё настроение на детях, а лучше объясните им причину Вашего состояния.
Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях семьи, не называйте их «обузой». Это может навредить ребёнку: он будет чувствовать себя ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и неуверенным, а ведь Вы – родители – его единственная поддержка и опора.
Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть вас Ваши дети? Конечно же добрыми, любящими, весёлыми, жизнерадостными.
Возможно ли такое в Вашем положении, когда приходится не жить, а выживать? Когда одновременно до десяти человек ютятся в однокомнатных квартирах?
Для каждого ребёнка его родители – самые лучшие, добрые и сильные. Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией.
Вселяйте в детей веру в будущее и в свои силы.
Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас видеть Ваши дети.