Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 12:42

МБОУ "СОШ №12" г.Анжеро-Судженск

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Меню сайта
Форма входа

Советы психолога

Первоклассник под контролем

      Придя в школу, ребёнок сталкивается с огромным множеством проблем. Но задача взрослых, заключается в том, чтобы не оградить его от этих проблем, а помочь в преодолении ряда неизбежных трудностей, в адаптации к новым условиям жизни первоклассника.

Для того, чтобы знать как,  помочь своему ребёнку, необходимо понимать, что происходит с ним, когда он попадает в новую для него жизнь, какие изменения происходят и какие возможные трудности его ждут.

Итак, нам необходимо понять, что такое адаптация, как она протекает, от чего зависит её благоприятный исход и как помочь своему ребёнку, если у него возникают какие-либо трудности.

Адаптация, говоря простым языком, - это приспособление (привыкание) организма человека, всех его систем, к новым условиям.

Человек, попадая в новые условия, адаптируется как существо биологическое и как существо социальное. Таким образом, выделяют:

- физиологическую адаптацию;

- социально-психологическую.

Переступив порог школы, ваш ребёнок попадает в новую микробиологическую среду (со своими вирусами, бактериями) и новую санитарную среду (влажность воздуха, сквозняки, температурный режим). Приспособление к этим новым условиям, т.е. физиологическая адаптация, требует большого напряжения всех физиологических ресурсов ребёнка. Если вы, родители, заранее не позаботились о здоровье вашего ребёнка, то в период адаптации, скорее всего, наступит обострение хронических заболеваний, и участятся случаи сезонных инфекций.

Т.о. индикатором успешности физиологической адаптации является частота заболеваний вашего ребёнка в начале учебного года. Частые смены настроения, капризы, слёзы – всё это говорит о том, что физиологическая адаптация вашего ребёнка к школе протекает не совсем благополучно.  Поэтому, чтобы поддержать организм ребёнка, необходимо обратиться к специалисту за конкретными рекомендациями.

Физиологическая адаптация протекает в несколько этапов, а конкретно в 3 этапа.

1 этап -  это первые 2 – 3 недели, они получили название «Физиологическая буря». В этот период на все новые воздействия организм ребёнка отвечает максимальным напряжением всех его систем. Это и объясняет тот факт, что в сентябре многие дети часто и довольно длительно болеют.

2 этап -  назван этапом «неустойчивого приспособления»,  когда организм ребёнка начинает находить приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реагирования на новые условия.

3 этап -  это этап относительно-устойчивого приспособления, в этот период организм ребёнка реагирует на нагрузку уже с меньшим напряжением.

В целом продолжительность периода адаптации варьируется от 2-х до 6-ти месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

Для того, чтобы разобраться в проблеме социально-психологической адаптации ваших детей, давайте обратимся к схеме, которая раскрывает понятие «школьная зрелость», или «готовность к системному обучению в школе».

Успешность такой адаптации зависит от уровня подготовленности ребёнка перед поступлением в школу.  Понятие «школьная зрелость» включает в себя:

- интеллектуальную зрелость;

- мотивационную;

- волевую;

- коммуникативную.

Интеллектуальная готовность – предполагает соответствие уровня развития познавательных процессов (внимания, памяти, мыслительных операций) возрастной норме. Кроме того, интеллектуальная готовность предполагает владение ребёнком определённых знаний о себе и окружающем его мире.

Мотивационная готовность – подразумевает  наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому важно, чтобы школа была привлекательна для него своей главной деятельностью – учёбой.

 

Волевая готовность  - предполагает определённый уровень развития волевых качеств, с помощью которых он сможет контролировать собственное  поведение, эмоции и длительно выполнять однообразную, монотонную работу.

Коммуникативная готовность – предполагает владение ребёнком определённых навыков продуктивного (бесконфликтного) общения со сверстниками и со взрослыми. В данном случае основополагающим фактором в формировании таких навыков является пример общения родителей друг с другом, коллегами, соседями и т.д.

Если по вышеперечисленным параметрам, которые  и составляют социально-психологический потенциал, ребёнок подготовлен достаточно хорошо, то можно сделать благоприятные прогнозы. Если же имеются пробелы в подготовленности ребёнка, то возникновение трудностей неизбежно.

Рекомендации родителям первоклассников

  1. Никогда не ругать ребёнка за неудачи в школе. Если возникают трудности, то вы, родители, должны помочь ребёнку найти выход из затруднительной ситуации. Ребёнок должен знать, что родители любят его таким, какой он есть.
  2. Соблюдайте режим дня даже в выходные дни и каникулы. А, если ребёнок не высыпается, то нужно организовать ему дневной сон. Если режим будет соблюдаться, то ребёнку не придётся вновь привыкать (адаптироваться) к новым условиям.
  3. Следите за состоянием его здоровья, потому что даже обычный насморк может стать причиной многих проблем.
  4. Своим собственным примером учите ребёнка продуктивному общению, ответственности, самостоятельности (но не безнадзорности) и всему тому, что поможет ему в жизни быть успешной личностью и счастливым человеком.
  5. Развитию волевых качеств у ребёнка способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
  6. Подготовьте место для занятий ребёнка дома.
  7. Обратите внимание на речевое развитие ребёнка. При необходимости обратитесь к специалисту.
  8. Следует давать ребёнку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с лёгкостью заимствуются детьми и воспринимаются некритично.
  9. Обсудите с ребёнком то, что учёба – это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих людей.
  10. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем небыстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период кто-то из взрослых будет рядом с ребёнком.

 

 

 

 

Поддержка детей из семей, прибывших с территории других стран

 (Памятка для родителей)

На долю Вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, Родины, гибель близких людей, миграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребёнку сложнее справляться с тяжёлыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье.

Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут её в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких  и дорогих им людей – от своих родителей.

Важно помнить, что «запас прочности» и сил у ребёнка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы кажутся взрослым несерьёзными, однако для ребёнка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребёнка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит – им самим это не вполне ясно. Иногда ребёнок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать.

Как же взрослым узнать о том, что испытывает ребёнок? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде:

  • проблем в школе – ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к учёбе;
  • конфликтов в семье – частые ссоры и разногласия между ребёнком и родителями, братьями и сёстрами;
  • трудностей в общении: замкнутость, неумение находить общий язык со сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение;
  • душевных страданий (частых слёз, подавленности, неожиданных смен настроения без видимых причин, раздражительности, обидчивости, многочисленных страхов, ночных кошмаров);
  • проблем со здоровьем (расстройства сна или аппетита, болей в животе, головных болей, заикания, энурезов, нервных тиков).

Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбёжек, смерть родных и близких людей. Даже если дети не видели военных действий вблизи, не находились непосредственно в горячих точках, война всё равно присутствовала в их жизни и напоминала о себе.

Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о них – значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям, стремитесь оградить своих детей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось – это ошибка. Тяжёлые воспоминания могут оставаться с Вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено близкими людьми.

Внимательно выслушайте детей, и тогда они получат возможность выразить то, что их мучает и беспокоит.

Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний.

Если ребёнок пережил утрату близкого человека – поделитесь своими воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться ребёнку.

Между двумя мирами

Переезд в другую страну – тяжёлое испытание для Вас и Ваших детей. В своё время вы пережили потрясение от соприкосновения с чужим, негостеприимным миром, у которого свои правила и законы.

Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранили привычки и ценности, принятые на Родине. Жёсткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными, и вести себя в школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них.

Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особенности поведения местного населения.

Ходите с ребёнком на праздники, посещайте выставки, музеи, не отказывайтесь от приглашений в гости.

С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребёнка, может быть, Вы позволите ему бывать у них дома, или пригласите их к себе.

Разговаривайте с ребёнком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять,, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного населения.

Заинтересуйте ребёнка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях, клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и молодёжи.

Новая школа

Если Ваши дети посещают новую школу в другой стране, помните: им потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за перерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребёнка – никому не хочется быть двоечником.

Не наказывайте ребёнка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше.

Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимание на его неудачах. Вселяйте в него уверенность, что он постепенно справится с трудностями.

Интересуйтесь учёбой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте выполнять домашнее задание, поощряйте дополнительные занятия.

Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям ситуацию, в которой находится Ваша семья, советуйтесь с ними.

Дети и родители дома

Тяжёлые бытовые условия, теснота, неустроенность. Усталость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как напряжённый режим дня ребёнка, его страхи, переживания, душевные потребности кажутся второстепенными. Но детство- фундамент будущей жизни любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители.

Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша любовь останутся с ними.

Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время.

Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии детей.

Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними.

Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь не так, но не наказывайте их физически и не угрожайте наказанием, а спокойно поговорите с ними и объясните, почему ребёнку не следовало бы делать так, при этом, не настаивая, а давая совет.

Будьте последовательными в наказаниях и похвалах.

Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то из них. Когда Вы раздражены и устали, не срывайте своё настроение на детях, а лучше объясните им причину Вашего состояния.

Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях семьи, не называйте их «обузой». Это может навредить ребёнку: он будет чувствовать себя ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и неуверенным, а ведь Вы – родители – его единственная поддержка и опора.

Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть вас Ваши дети? Конечно же добрыми, любящими, весёлыми, жизнерадостными.

Возможно ли такое в Вашем положении, когда приходится не жить, а выживать? Когда одновременно до десяти человек ютятся в однокомнатных квартирах?

Для каждого ребёнка его родители – самые лучшие, добрые и сильные. Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией.

Вселяйте в детей веру в будущее и в свои силы.

Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас видеть Ваши дети.

 

Архив записей
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024