Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 20.04.2024, 12:42 |
МБОУ "СОШ №12" г.Анжеро-Судженск | |
Приветствую Вас Гость |
|
Советы психологаПервоклассник под контролем Придя в школу, ребёнок сталкивается с огромным множеством проблем. Но задача взрослых, заключается в том, чтобы не оградить его от этих проблем, а помочь в преодолении ряда неизбежных трудностей, в адаптации к новым условиям жизни первоклассника. Для того, чтобы знать как, помочь своему ребёнку, необходимо понимать, что происходит с ним, когда он попадает в новую для него жизнь, какие изменения происходят и какие возможные трудности его ждут. Итак, нам необходимо понять, что такое адаптация, как она протекает, от чего зависит её благоприятный исход и как помочь своему ребёнку, если у него возникают какие-либо трудности. Адаптация, говоря простым языком, - это приспособление (привыкание) организма человека, всех его систем, к новым условиям. Человек, попадая в новые условия, адаптируется как существо биологическое и как существо социальное. Таким образом, выделяют: - физиологическую адаптацию; - социально-психологическую. Переступив порог школы, ваш ребёнок попадает в новую микробиологическую среду (со своими вирусами, бактериями) и новую санитарную среду (влажность воздуха, сквозняки, температурный режим). Приспособление к этим новым условиям, т.е. физиологическая адаптация, требует большого напряжения всех физиологических ресурсов ребёнка. Если вы, родители, заранее не позаботились о здоровье вашего ребёнка, то в период адаптации, скорее всего, наступит обострение хронических заболеваний, и участятся случаи сезонных инфекций. Т.о. индикатором успешности физиологической адаптации является частота заболеваний вашего ребёнка в начале учебного года. Частые смены настроения, капризы, слёзы – всё это говорит о том, что физиологическая адаптация вашего ребёнка к школе протекает не совсем благополучно. Поэтому, чтобы поддержать организм ребёнка, необходимо обратиться к специалисту за конкретными рекомендациями. Физиологическая адаптация протекает в несколько этапов, а конкретно в 3 этапа. 1 этап - это первые 2 – 3 недели, они получили название «Физиологическая буря». В этот период на все новые воздействия организм ребёнка отвечает максимальным напряжением всех его систем. Это и объясняет тот факт, что в сентябре многие дети часто и довольно длительно болеют. 2 этап - назван этапом «неустойчивого приспособления», когда организм ребёнка начинает находить приемлемые, близкие к оптимальным, варианты реагирования на новые условия. 3 этап - это этап относительно-устойчивого приспособления, в этот период организм ребёнка реагирует на нагрузку уже с меньшим напряжением. В целом продолжительность периода адаптации варьируется от 2-х до 6-ти месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. Для того, чтобы разобраться в проблеме социально-психологической адаптации ваших детей, давайте обратимся к схеме, которая раскрывает понятие «школьная зрелость», или «готовность к системному обучению в школе». Успешность такой адаптации зависит от уровня подготовленности ребёнка перед поступлением в школу. Понятие «школьная зрелость» включает в себя: - интеллектуальную зрелость; - мотивационную; - волевую; - коммуникативную. Интеллектуальная готовность – предполагает соответствие уровня развития познавательных процессов (внимания, памяти, мыслительных операций) возрастной норме. Кроме того, интеллектуальная готовность предполагает владение ребёнком определённых знаний о себе и окружающем его мире. Мотивационная готовность – подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому важно, чтобы школа была привлекательна для него своей главной деятельностью – учёбой.
Волевая готовность - предполагает определённый уровень развития волевых качеств, с помощью которых он сможет контролировать собственное поведение, эмоции и длительно выполнять однообразную, монотонную работу. Коммуникативная готовность – предполагает владение ребёнком определённых навыков продуктивного (бесконфликтного) общения со сверстниками и со взрослыми. В данном случае основополагающим фактором в формировании таких навыков является пример общения родителей друг с другом, коллегами, соседями и т.д. Если по вышеперечисленным параметрам, которые и составляют социально-психологический потенциал, ребёнок подготовлен достаточно хорошо, то можно сделать благоприятные прогнозы. Если же имеются пробелы в подготовленности ребёнка, то возникновение трудностей неизбежно. Рекомендации родителям первоклассников
Поддержка детей из семей, прибывших с территории других стран (Памятка для родителей) На долю Вашей семьи выпало немало испытаний. Вам пришлось пережить утрату дома, Родины, гибель близких людей, миграцию. Вы были вынуждены начинать жизнь заново в России. Ваши дети с раннего возраста знают, что такое лишения, несправедливость и страх. Помните, что детская душа особенно хрупка и уязвима. Ребёнку сложнее справляться с тяжёлыми переживаниями, чем взрослому, и это может отразиться на его психическом и психологическом здоровье. Папы и мамы! Присмотритесь внимательнее к своим детям. Возможно, Вы сами заметите у них признаки душевного неблагополучия и сумеете оказать необходимую поддержку. Дети ждут её в первую очередь не от учителей и врачей, а от самых близких и дорогих им людей – от своих родителей. Важно помнить, что «запас прочности» и сил у ребёнка намного меньше, чем у взрослого. Некоторые детские проблемы кажутся взрослым несерьёзными, однако для ребёнка они важны и значимы. Взрослые и не подозревают, как легко можно ранить ребёнка. У детей слишком мало возможностей рассказать о том, что их мучает и беспокоит – им самим это не вполне ясно. Иногда ребёнок не рассказывает о своих чувствах близким людям, потому что не хочет их огорчать и расстраивать. Как же взрослым узнать о том, что испытывает ребёнок? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе. Так, они могут проявляться в виде:
Немало детей из семей беженцев пережили ужас бомбёжек, смерть родных и близких людей. Даже если дети не видели военных действий вблизи, не находились непосредственно в горячих точках, война всё равно присутствовала в их жизни и напоминала о себе. Если Ваши дети были свидетелями трагических событий или просто знают о них – значит, им нужна помощь. Вы, как и положено хорошим родителям, стремитесь оградить своих детей от переживания горя и отчаяния. Но делать вид, что ничего не случилось – это ошибка. Тяжёлые воспоминания могут оставаться с Вашими детьми до тех пор, пока горе не будет пережито и разделено близкими людьми. Внимательно выслушайте детей, и тогда они получат возможность выразить то, что их мучает и беспокоит. Старайтесь отвечать на вопросы детей, касающиеся их тревожных воспоминаний. Если ребёнок пережил утрату близкого человека – поделитесь своими воспоминаниями об умершем и дайте возможность высказаться ребёнку. Между двумя мирами Переезд в другую страну – тяжёлое испытание для Вас и Ваших детей. В своё время вы пережили потрясение от соприкосновения с чужим, негостеприимным миром, у которого свои правила и законы. Обычно дети привыкают к новой культуре быстрее взрослых: они более податливы и восприимчивы. А родителям хотелось бы, чтобы их дети сохранили привычки и ценности, принятые на Родине. Жёсткость и неуступчивость родителей в этом вопросе вынуждают детей быть скрытными, и вести себя в школе и дома по-разному, иначе новые друзья могут отвернуться от них. Рассказывайте детям о культурных традициях и истории родной страны, но в то же время позволяйте им знакомиться с местной культурой и перенимать некоторые привычки и особенности поведения местного населения. Ходите с ребёнком на праздники, посещайте выставки, музеи, не отказывайтесь от приглашений в гости. С вниманием отнеситесь к новым друзьям ребёнка, может быть, Вы позволите ему бывать у них дома, или пригласите их к себе. Разговаривайте с ребёнком о том, как живут люди в этой стране, старайтесь вместе их понять,, быть терпимее и сдержаннее в своих оценках местного населения. Заинтересуйте ребёнка занятиями в спортивных секциях, кружках, студиях, клубах и других творческих, научных и спортивных объединениях детей и молодёжи. Новая школа Если Ваши дети посещают новую школу в другой стране, помните: им потребуется время для того, чтобы привыкнуть к ней. Из-за перерыва в занятиях, стресса, вызванного новой обстановкой, дети могут учиться не так хорошо, как Вам хотелось бы. Плохие оценки и другие школьные неудачи очень расстраивают ребёнка – никому не хочется быть двоечником. Не наказывайте ребёнка слишком строго за плохие оценки: вряд ли у него есть возможность сейчас учиться лучше. Хвалите детей даже за небольшие достижения, не заостряйте внимание на его неудачах. Вселяйте в него уверенность, что он постепенно справится с трудностями. Интересуйтесь учёбой, занятиями детей: расспрашивайте о школе, помогайте выполнять домашнее задание, поощряйте дополнительные занятия. Поддерживайте контакт с администрацией школы, объясните учителям ситуацию, в которой находится Ваша семья, советуйтесь с ними. Дети и родители дома Тяжёлые бытовые условия, теснота, неустроенность. Усталость и постоянные стрессы не оставляют сил на полноценное общение с детьми, а дети очень переживают из-за недостатка тепла и внимания, несправедливых наказаний. По сравнению с бытовыми и материальными неурядицами такие проблемы, как напряжённый режим дня ребёнка, его страхи, переживания, душевные потребности кажутся второстепенными. Но детство- фундамент будущей жизни любого человека. И сделать его по-настоящему прочным могут только родители. Дайте детям почувствовать, что при любых обстоятельствах Вы и Ваша любовь останутся с ними. Жизнь детей должна быть упорядоченной, особенно если они не ходят в школу. Важно, чтобы они в одно и то же время вставали по утрам, ели, гуляли и ложились спать примерно в одно и то же время. Избегайте ссор и выяснения отношений в присутствии детей. Интересуйтесь домашними занятиями детей, рисуйте и играйте вместе с ними. Дети нуждаются в терпении: останавливайте их, если они делают что-нибудь не так, но не наказывайте их физически и не угрожайте наказанием, а спокойно поговорите с ними и объясните, почему ребёнку не следовало бы делать так, при этом, не настаивая, а давая совет. Будьте последовательными в наказаниях и похвалах. Старайтесь уделять всем детям равное внимание, не выделяя кого-то из них. Когда Вы раздражены и устали, не срывайте своё настроение на детях, а лучше объясните им причину Вашего состояния. Не упрекайте детей в том, что они виноваты в материальных затруднениях семьи, не называйте их «обузой». Это может навредить ребёнку: он будет чувствовать себя ненужным, лишним, а вследствие этого станет замкнутым и неуверенным, а ведь Вы – родители – его единственная поддержка и опора. Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, какими хотят видеть вас Ваши дети? Конечно же добрыми, любящими, весёлыми, жизнерадостными. Возможно ли такое в Вашем положении, когда приходится не жить, а выживать? Когда одновременно до десяти человек ютятся в однокомнатных квартирах? Для каждого ребёнка его родители – самые лучшие, добрые и сильные. Постарайтесь не обсуждать в присутствии детей случаи несправедливого, жестокого обращения с Вами. Не запугивайте детей, особенно милицией. Вселяйте в детей веру в будущее и в свои силы. Вопреки всему, ради себя и своей семьи, будьте такими, какими хотят Вас видеть Ваши дети.
|
|